История Администрации сельского поселения Урмиязовский сельсовет


Несколько столетий назад в верхнем течении реки Уфимка на северной части территории нынешних Аскинского и Дуванского районов жили башкиры одного из восточных племён под названием " Балыкчы ". На севере земли этого племени простирались до г. Красноуфимска, а на юге - до реки Байки. Территория эта была богата лесами, хорошими пастбищами, полноводными реками как Уфимка, Сарс и Тюй. Племя вело полукочевой образ жизни.

До ХVIII века башкиры этого племени в основном занимались животноводством. В то же время в их жизни большое место занимали охотничество и рыболовство, некоторые разводили пчел. Во главе каждого племени и рода стояли старейшины.

В ХIII-ХV веках башкиры этих племен были присоединены к организованному татаро-монголами государству "Золотая орда". Они должны были платить "Золотой орде" дань. Дань платили медом, рыбой, скотом, мехом.

В 1552 году, после разгрома войсками Ивана Грозного Казанского ханства, башкиры обратились к русскому царю с просьбой присоединить их к русскому государству. В 1557 году делегация представителей башкирских племен ездила с этой целью в Москву. По народным преданиям, и из племени "Балыкчы" был один представитель.

После присоединения к России, территория Башкирии была разделена на 4 части. Башкиры данного племени входили в часть, которую называли "Оса". Согласно общинно-родовому делению данные части делились на волости. В те времена и возникла Балыкчинская волость.

Развитие капитализма после реформы 1861 года привело к массовому разорению башкирских земель. Царское правительство всячески содействовало купцам, чиновникам и кулакам. В 1869 году был издан закон, разрешающий башкирам продавать "лишние" земли. Ссылаясь на этот закон

башкиры Балыкчинской волости очень много земли ( больше 45 тыс.десятин) по очень дешевой цене продали боярину Зеленцову. Эту землю, которая досталось ему почти бесплатно, стал сдавать в аренду приезжим русским крестьянам и получал большие доходы. Около деревни Бияваш он построил себе усадьбу.

Хвойные леса, находящиеся у рек Уфимка, Сарс и Тюй, были отданы в аренду богатым лесопромышленникам. Леса, которые были достоянием народа, по варварски вырублены. Вследствие этого, до Великой Октябрьской

революции уже около села Урмиязы совсем не осталось лесов. Тысячи бедных башкир нанимались промышленникам: работали на вырубке леса и сплавляли лес.

После реформы 1861 года административное деление башкирских земель часто менялось. В длительное время башкиры Балыкчинской волости входили в Кубиязовскую волость. В 1890 году Балыкчинская волость была восстановлена и центром волости стало село Урмиязы. На средства общины было построено кирпичное здание волостного управления .

В Балыкчинскую волость входили башкирские деревни, расположенные по рекам Сарс и Тюй. Волостью правили старшины, избираемые баями. В каждой деревне баями назначались старосты - близкие помощники старшин. Они отвечали за выполнение крестьянами различных повинностей : собирали налоги в царскую казну, отбирали людей в рекруты , для отправки на лесозаготовки и другие работы. Мусульманское духовенство помогало баям отбирать народ. Простой народ страдал от различных податей и налогов. Об этом свидетельствует отдельный факт. В ХIХ веке одного бедняка из села Урмиязы по имени Камалтдин за то, что он не мог своевременно платить налог, отправили на 25 лет на государственные работы. Не выдержав непосильной работы и голода, Камалтдин сбежал и вернулся в родные края. Но его преследовали царские жандармы, и он вынужден был в течении нескольких лет скрываться в лесной трущобе, в глухом овраге. Односельчане сочувствовали ему, снабжали одеждой и продуктами. Место, где он жил, и по сей день называют "Камал чокыры" т.е овраг Камала.

В первое десятилетие ХХ века в России началось революционное движение. Искры этого движения, руководимого Лениным, дошли и села Урмиязы. В период первой русской революции 1905-1907 годов и в Урмиязах происходили крестьянские волнения. Многие наш земляки ( Шамсетдин из с.Урмиязы, Талип из д.Амирово и другие солдаты) возвращающиеся с русско-японской войны, участвовали в восстании рабочих в г.Екатеринбурге. Они были арестованы и сосланы в ссылку на 12 лет. Когда об этом известно в Урмиязах, здесь начались волнения в знак протеста высылки их односельчан, проливавших кровь на войне. Для подавления были вызваны жандармы. Из нашего села арестованы четверо крестьян. Эти люди несколько лет провели в застенках тюрьмы.

Когда усилилась эксплуатация , крестьяне, живущие в центральных районах России, стали переселяться в отдаленные районы. В ХVIII веке крестьяне Поволжья стали поселяться и на башкирских землях. Башкиры выделяли им земельные участки. Приезжих крестьян они называли "припущенниками". Припущенников нерусского происхождения они называли "Типтары", а кочевые татарские племена "мишары".Эти припущенники за землю башкирам платили оброк и помогали в сборе дани царю.

Таким образом, и в наших краях стали появляться деревни. Жители их в основном занимались земледелием. По примеру этих племён и башкиры стали возделывать свои земли и переходили к оседлому образу жизни.

Места, где теперь расположено село, раньше были покрыты густыми лесами. В этих лесах были большие поляны, которые башкиры называли "аязами" (т.е.открытые места в лесу. где нет деревьев). На правом берегу реки Тюй, возле прозрачного родника, был такой " аяз". По легенде, два черешка-мусульманина Коби и Юрми оставили свои имена двум башкирским деревням : Кубияз и Юрмияз.

В середине ХVIII века на этой поляне поселился Юрми со своей семьёй.

Он занимался земледелием. По имени этого поселенца эту местность башкиры стали называть "Юрмай аязы", а позднее "Юрмияз". В настоящее время называется Урмиязы.

До середины ХIХ века в деревне Юрмияз насчитывалось около 45-50 хозяйств. Деревня тогда была расположена на логу по правую сторону реки Тюй. На левом берегу лога, на окраине деревни, находилось кладбище. Во второй половине ХIХ века западнее, т.е. и на левом берегу лога, появились новые улицы и кладбище оказалось в центре деревни. Южнее деревни , на склоне горы Аркатау жители заложили новое кладбище, стали хоронить там. А уже примерно 100 лет тому назад и на новом берегу Тюя построены улицы. Одну из новых улиц назвали "Асан-тау", а другую " Бояр-тау". Дорога. которая вела в усадьбу боярина Зеленцова, проходила по одной из этих улиц. поэтому эта улица и названа так " Бояр-тау урамы".

Считалось, что земли башкир этой волости принадлежат общине. Но в действительности истинными хозяевами земли были баи.

До Октябрьской Социалистической революции большинство жителей села Урмиязы были бедняками. Дома были очень маленькими , с 2-3 очень узкими окнами. Сто лет назад можно было встретить дома с земляным полом и дымящей печью. Бедняки носили холщовую одежду и лапти. Вечерами жгли лучину. Народ был неграмотен, только 2-3 человека из села, умели читать и писать. Бедняки, которые не имели лошадей, не могли обрабатывать свой участок земли, не сеяли. Они продавали свои наделы и батрачили у баев: косили сено, работали на уборке урожая. Многие нанимались к лесопромышленникам: рубили и справляли лес, готовили мочало и т.д. Семьи этих бедняков постоянно голодали, одевались очень плохо. В деревне были 5-6 баев и несколько духовных лиц . Им принадлежали большие стада скота и самые хорошие участки земли. Они безжалостно обирали своих бедных односельчан.

Всеми вопросами торговли ведал купец по имени Исмагиль. В нашем селе он построил большой каменный магазин. Ежегодно ездил на ярмарку и привозил оттуда очень много различных товаров. Он продавал их по очень высокой цене и получал большую прибыль.

Деревня Кочкильдино во всех архивных материалах называлась Коскильдино (Кускильде). Имя это было широко распространено в то время. До припуска типтарей Кочкильдино было поселением однонациональным- башкирским. Припуск их осуществлен балыкчинцами. В 1783 году их насчитывалось 5, в 1795 году - 6 душ. Они были вселены в эту деревню перед 1783г.

В дальнейшем ни одна перепись не берет их на учет, поскольку все выехали в типтарские деревни по истечению 30-35 летнего срока договора. Типтары были из татар.

Между 1796-1811 г.г. часть жителей выделилась и основала д.

Новокочкильдино.

В 1790 году балыкчинцы продали землю прапорщику Ивашкевичу. Пять кочкильдинцев выразили свое несогласие с этим актом. Это Хаким и Рехиет Зубаировы, Кутый Ахметов, Султанмурат Бакиров и Абуталип Сатлыков. Но они не имели прав вотчинников.

В двух деревнях Старокочкильдино и Новокочкильдино (Нижнекочкильдино в 1843 г. на 154 вотчинника в коренном поселении было засеяно 168 пудов озимого и 240 пудов ярового хлеба, в новой деревне на 180 человек посеяли 192 пуда озимого и 288 пудов ярового хлеба. Они имели по мечети и "училище" при каждой из них. В коренной (Старокочкильдино) деревне священнослужителем был Улдан Габделвахитов, в новой -Хатип Муллаяр Низамутдинов.

Перед началом первой мировой войны царское правительство начало работу по строительству Казанской железной дороги.

На участке Чернушка-Подлингово работало очень много крестьян из с.Урмияз.

Когда началась первая мировая война из деревни уже в начале 50-60 человек уходят на войну. Многие наши земляки не вернулись с фронта : многие погибли, многие попали в плен. Оказавшиеся в плену батрачили у немецких помещиков.

Великая Октябрьская революция в нашу деревню приносит большие изменения. Около деревни Юрмияз между белыми и красными происходили кровавые схватки. После изгнания белой гвардии из деревни организовывается сельский совет. Первым председателем избирается вернувшийся из Германского плена солдат Ахмадишин Шахатнур.

В состав Урмиязовского сельского совета входят деревни Новокочкильдино, Старокочкильдино, Урмияз и Малотюй.

В 1920 годы на посту председателя сельского совета работали Мухаметшин М.,Ярмухаметов М., Багаманов Г., Мадатов Ш.

С 1928 года председателем начал работу Гиниятуллин Вагиз. В это время с самыми активными людьми начинается коллективазация.Первыми в колхоз входят Галимов Ахтям, Хасанов Мигран, Хуснияров Хуснутдин, Нургалиева Маскура.

1930 годы объединяют деревни Урмияз, Новокочкильдино, Старокочкильдино в колхоз.

Через некоторое время ,в начале 30-х годов, колхоз был разделен на хозяйства.

На полях колхоза "Энергия" был засеян и собран хороший урожай В эти урожайные годы за каждый рабочий было выделено 6-8 кг зерна каждому колхознику.

В 1934 году в Урмиязах построен МТС. Первым директором назначается Зиннуров, позднее он был репрессирован.

В 1937 году в колхоз "Энергия" покупают первый Газик. Шоферами начали работать Карамов Миргажам и Хабибуллин Самигулла. В 1937 году директором МТС начал работать Мухарямов Нурлыгаян, на этой должности проработал 18 лет. В эти годы МТС обслуживает около 10-ти колхозов.

В 1939 году Карамов М. и Хабибуллин С. на Газике отправляются на фронт.Также на фронт было отправлено много лошадей.

До начала ВОВ председателем колхоза "Энергия" работал Гареев Саит, скоро он тоже уезжает на фронт и погибает на войне.

Из деревень Урмияз, Новокочкильдино, Старокочкильдино всего на фронт ушли 311 человек. Из них 122 возвращаются с победой, 189 погибают на полях боя. Среди погибших в ВОВ 15 учителей. В составе Башкирской конной дивизии дошли до Берлинской стены и наши земляки. Гордость нашей деревни ветеран войны - Хисматуллин Зиннат Хисматуллович. За боевые подвиги он награжден орденами " Красная Звезда" и "Ленина".

В 1957 году колхоз "Энергия" переименовывается и образуется новый совхоз "Урмиязовский".

На сегодняшний день проживают 1623 человек. Из них башкиры 1460, татары 32 и другие национальности.

Впервые в селе Урмиязы школу открыли в 1917 году , но вскоре здание школы сгорело. В 1918 году отремонтировали школу, заведующим и учителем был Мавляви Ханов. В 1919 году школу постигло новое несчастье, на все село напали белые бандиты и разорили школу. В эти годы школа называлась рабочей.

В 1921-1923 г. из г.Бирск с педагогических курсов приехали сестры Кадиковы: Кадикова Туташ в Урмиязах, а Сания Кадикова в Кашкино организовали первые советские школы и начали обучать детей по новому. Они были первыми советскими учителями в Балыкчинской волости.

В 1925 году в Урмиязах создали опорную школу, в обязанности которой входило руководство всеми школами на территории волости. Заведующим стал Фатих Уматов.

В 1930 году волости были реорганизованы в районы и опорные школы прекратили свое существование. В 1930 году в Урмиязах решением правительства открыли ШКМ - школу колхозной молодежи. С этого года работали 2 школы: начальная и ШКМ. Заведующим ШКМ работал Уматов.

С 1 января 1932 года ШКМ стала называться образцовой школой. Заведующим стал Фазыл Миргалиев.

С 1 сентября 1937 года решением Правительства БАССР в Урмиязах была открыта первая в районе средняя школа-девятилетка. Директором был Анвар Кашапов,завучем Мулланур Ибрагимов.

В 1957 году школа являлась одной из крупнейших в районе, в ней получали образование 467 учащихся.

Долгие годы директором работал Якупов Фазыл Якупович- заслуженный учитель БАССР.

С 1971-1989 год -Карамов Мударис Карамович-заслуженный учитель БАССР,

с 1989-1990 год - Гильмутдинов Фидаиль Ахматдинович,

с 1990-1995 год - Гильмутдинов Фаризат Набиевич,

с 1995-1997 год - Сафин Муллаян Исмагзамович,

с 1997-2001 год - Шамсутдинов Мулланур Фаузатович,

с 2001-2011 год - Гильванова Эльза Нафкатовна,

с 09.2011-08.2017 год - Шамсутдинов Мулланур Фаузатович,

с 09.2017 года Ибрагимова Резеда Раузатовна.

В марте 1992 года школа переместилось в новое просторное двухэтажное здание. В марте 2000 года школа первой в районе газифицировано.

В 1930 годах в с.Урмияз открылась изба читальня, заведующим работала Мусина Факия. В 1950 году здание мечети было перестроено в сельский клуб, и для избы читальни было выделено место.

В 1979 году библиотеку переместили в другое здание. На сегодняшний день фонд библиотеки составляет более 5 тысяч экземпляров книг.

С марта 2009 года путем слияния Урмиязовского сельсовета и Уршадинского сельсовета образован Сельское поселение Урмиязовский сельсовет. Имеются 10 округов, где избраны 10 депутатов.  Администрация сельского поселения   осуществляет свою работу в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Российской Федерации, Республики Башкортостан, МР Аскинский район , на основании решений депутатов сельского поселения Урмиязовский сельсовет , в соответствии с 131 Федеральным Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором определены вопросы местного значения.

Повседневная работа Администрации -это исполнение полномочий, предусмотренных Уставом поселения по обеспечению деятельности органа местного самоуправления.

Главой СП Урмиязовский сельсовет работает Иргалин Ильшат Узбакович.